Автоматизация производства: выбираем между CRM и ERP

3254
4 минуты
Автоматизация производства: выбираем между CRM и ERP
Автоматизация необходима любому бизнесу, а производственным компаниям она просто жизненно необходима. Сложно представить себе изготовление какой-либо продукции без автоматизации бизнес-процессов, где сотрудник отдела продаж, получив заказ, вынужден каждый раз бежать в цех с бумажкой, на которой со слов покупателя записаны детали, где технолог вынужден эту бумажку переписывать, чтобы ничего не упустить, и где постоянно забывают сообщить о заказе экономисту, который уже постфактум пытается просчитать, был ли этот заказ рентабельным. В такой ситуации к тому же не может быть и речи о том, чтобы информировать заказчика о стадии выполнения заказа, потому что об этом не знает ни менеджер, ни технолог, ни тем более экономист.

Признание в необходимости автоматизировать бизнес – это только маленький шажок к масштабному проекту. За ним следует не менее важный процесс выбора системы и конкретного продукта. На этом этапе, как показывает практика, большинство собственников и управленцев испытывают настолько большие трудности, что могут окончательно запутаться и отложить автоматизацию «до лучших времен» или «до прояснения ситуации». А конкуренты тем временем не дремлют и давно уже работают в системе, которая успешно помогает им переманивать клиентов.

Для крупных производственных компаний наилучшим решением будет ERP-система. Она автоматизирует предприятие в целом и позволяет не думать о доработках и синхронизации с другими офисными приложениями и системами. Решение класса ERP позволяет наладить работу не только отдела продаж и смежных департаментов, но и производства, автоматизировать управленческий, бухгалтерский, кадровый учет, складскую логистику, управление персоналом и т.д. Все подразделения работают в единой системе, а управляющий менеджер при этом получает инструмент для контроля всего предприятия на одном мониторе.

ERP-система, безусловно, нужная вещь, однако очень часто компании, которые инвестируют в такую масштабную автоматизацию, по сути, еще до нее не доросли. Множество функций и целых модулей ERP-системы простаивают без дела или используются один-два раза за все время. В таком случае деньги, потраченные на автоматизацию, можно считать неэффективным вложением. А если взять, например, небольшую типографию, которая работает только в определенном регионе, ERP-решение может оказаться для нее непосильно дорогим удовольствием. Для таких предприятий есть, как минимум, два альтернативных варианта.

Во-первых, система класса XRM. Если в двух словах, это некий следующий этап развития CRM-системы. Кроме управления продажами, в такой системе реализованы механизмы управления компанией, проектами, частично финансами и даже складом. Функционал XRM-систем от разных разработчиков несколько отличается, но все они имеют более совершенные инструменты автоматизации бизнес-процессов, чем CRM-решение. Часто в таких системах бизнес-процессы уже встроены и готовы к работе без дополнительных настроек.

XRM-система автоматизирует не только отдел по работе с клиентами, но и бизнес-процессы взаимодействия между департаментами. Отдельного внимания стоят механизмы project-менеджмента, позволяющие распределить заказ между исполнителями (как штатными сотрудниками, так и фрилансерами или субподрядчиками) в единой системе. Это, в свою очередь, повышает эффективность работы компании. В системе удобно планировать сроки выполнения проекта поэтапно, а также контролировать весь процесс. Менеджер проекта видит в системе полный объем работ, все задачи по проекту, исполнителей, а также оплату по каждому этапу.

Таким образом, с помощью решений класса XRM можно управлять всем комплексом проектных работ, начиная от продажи и заканчивая сдачей проекта и учетом финансовых средств, благодаря чему можно оптимизировать работу всей производственной компании.

Еще одной альтернативой тяжелой ERP-системы для компаний, которые занимаются как изготовлением, так и реализацией собственной продукции, может стать CRM-решение. Однако в классической CRM-системе производственной компании работать довольно тяжело, поэтому лучше сразу искать отраслевые решения. Они, как правило, доработаны под потребности производства и имеют расширенные функции управления и аналитики. Система позволяет скоординировать действия отдела продаж, отдела маркетинга и непосредственно производственных цехов.

Чтобы правильно выбрать CRM-систему, любой компании необходимо в первую очередь определить, какие инструменты ей нужны. Для производства это, например, автоматическая передача заказа от sales-департамента в производственный цех без прямого участия менеджера и лишней бумажной волокиты. Важно, чтобы при этом сотрудник, ответственный за выполнение заказа, в любой момент имел возможность проследить ход процесса и получить информацию о том, на каком оборудовании или в каком цехе находится изготавливаемая продукция. В таком случае менеджер не только сможет проконтролировать сроки выполнения заказа, но и держать в курсе заказчика.

Отлично, если в выбранном решении будут предусмотрены механизмы формирования технологической карты заказа, а также распределение его по производственным мощностям и получение учета сырья и производственных затрат.

Однако в любом случае, прежде чем останавливать выбор на том или ином функционале, следует убедиться, что этот функционал будет необходим хотя бы в ближайшей перспективе. В противном случае, перегруженность системы различными инструментами, которые к тому же используются разными департаментами компании, может окончательно запутать персонал и усложнить работу компании.

Что касается далекой перспективы автоматизации предприятия, то CRM-решение для производственной компании в будущем можно доработать до уровня XRM, а в случае, если компания дорастет до необходимости внедрения ERP-системы, CRM-функционал станет одним из ее важнейших модулей. Правда, такие трансформации возможны только с продуктом с открытым кодом, который допускает вмешательство сторонних разработчиков и ИТ-мастеров.