Подбор CRM-системы на Практике CRM

Как безболезненно купировать дебиторскую задолженность?

Автор : Кирилл Пашигорев Компания : Первый БИТ
Версия для печати открывается в новом окне
Как безболезненно купировать дебиторскую задолженность?
Финансовый кризис за последний месяц стал самой обсуждаемой темой. Действительно, сложно найти человека, которого бы никак не затронули его последствия. Официальные данные Банка России не обнадеживают: просроченная задолженность по всему банковскому сектору с 1 января по 1 октября 2014 года выросла с 3,4% до 3,9%.

Задолженность населения в общем объеме долгов оценивается в 193 миллиарда рублей. С начала 2014 года этот показатель вырос на 13%, или на 22 миллиарда рублей (с 171 миллиарда рублей годом раньше), — приводит данные Национальная служба взыскания.

Вряд ли в таких условиях можно надеяться, что количество должников уменьшится. Поэтому контроль просроченной задолженности сегодня актуален, как никогда. Даже тот, кто до этого твердо держался на плаву, сейчас остро ощущает, насколько нелишними могут быть «лишние» деньги.

Действительно, своевременное изъятие долгов может стать существенной поддержкой для бюджета организации. Но сказать проще, чем сделать. Контроль дебиторской задолженности – это ахиллесова пята любого бизнеса. Все должники обещают, но не все платят. Одну из самых популярных отговорок «Я не понял условий договора» сегодня вытесняет формулировка «Временные финансовые трудности». Как же получить от должников обещанное?

Как показывает практика, для этого недостаточно действовать в соответствии с регламентированной схемой. Коллектору (или другому ответственному лицу) приходится сочетать в себе качества чуткого психолога и искусного дипломата. Однако даже такие ухищрения не гарантируют успех.

В рамках процесса взыскания задолженности с трудностями сопряжено выполнение даже рутинных операций, например, напоминание должнику о просроченной задолженности, независимо от выбранного способа: автоматически по смс или почте, или голосом со ссылкой на законодательство. Ведь для этого нужно скрупулезно вести список должников, контролировать, какое количество звонков было сделано каждому из них, несколько раз в день дозваниваться, регистрировать содержание разговора и импровизировать, если трубку взял не должник, а, скажем, его родственник или знакомый.

Другой сложный, но очень важный момент – это классификация задолженности по срокам. Известно, что просрочка всегда лучше собирается на более ранней стадии, фактически сразу после того, как пропущен первый платеж по кредиту. От срока зависит то, какие действия необходимо предпринимать сотруднику: будет ли являться его звонок клиенту только предупреждением об имеющейся задолженности или пора передавать дело в суд.

Работа по взысканию задолженности очень сложная и без правильного подхода к ее автоматизации отнимает много времени. Однако существуют специализированные программные комплексы для работы с должниками, которые позволяют в разы сократить трудозатраты компаний на обработку данных клиентов и вести учет работы с ними по-настоящему эффективно.

Подобные решения в первую очередь рекомендованы коллекторским и юридическим агентствам, службам безопасности банков и микрофинансовым организациям, но они также могут существенно облегчить работу предприятий сферы ЖКХ, энергосбытовых, телекоммуникационных, торгово-промышленных компаний и других предприятий.

Такие комплексы позволяют автоматизировать рутинные процессы и увеличить эффективность работы сотрудников, решая следующие основные задачи:

  • Ведение унифицированного учета больших объемов долговых (договорных) обязательств в единой базе;
  • Построение единого комплекса бизнес-процессов работы с дебиторской задолженностью;
  • Автоматическая классификация (скоринг) контрагентов и долговых обязательств;
  • Автоматизация рабочих мест сотрудников, работающих с долговыми обязательствами;
  • Организация контакт-центра и управления входящими и исходящими звонками сотрудников;
  • Оповещение контрагентов о предстоящих, поступивших или просроченных платежах;
  • Оперативный контроль своевременности и полноты мероприятий по работе с задолженностью;
  • Обеспечение доступа сотрудников к истории работы с контрагентами и долговыми обязательствами;
  • Сопровождение и учет мероприятий по судебному и исполнительному производству;
  • Эффективное управление электронной документацией с возможностью создания документов на основе шаблонов.

Некоторые комплексы для взаимодействия с должниками дополнительно оптимизированы для работы с большими объемами данных, а также полностью или частично интегрированы с системами учёта поступления денежных средств. Потенциальные пользователи подобных решений могут получить и удаленный доступ к данным системы, в том числе с использованием мобильных устройств, однако стоимость решения в таком случае может указываться по запросу.

Типовой механизм программного комплекса, предназначенного для взыскания задолженности, охватывает все основные стадии работы с контрагентами:

  1. Мониторинг, или комплекс мер по предупреждению возникновения дебиторской задолженности («Pre-collection»);
  2. Досудебное урегулирование задолженности («Soft-collection» и «Hard-collection»);
  3. Судебное и исполнительное производство («Legal-collection»).

Теперь вы знаете, что даже для таких сложных процессов, как контроль задолженности, можно подобрать простой и эффективный инструмент. Специализированные решения для работы с должниками (например, разработанное на базе «1С:Предприятие 8» специалистами компании «Первый БИТ» решение «БИТ.Управление задолженностью») доказывают, что тупиковых ситуаций не бывает. Выбор за вами: продолжать назойливый обзвон заемщиков и верить их честному слову, или же благодаря комплексному подходу предвидеть проблемные ситуации и решать их до перехода на критический уровень.

ОБ АВТОРЕ
Кирилл Пашигорев

В компании Первый БИТ Кирилл является одним из ведущих специалистов проектного офиса.

У ВАС ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ИХ АВТОРУ СТАТЬИ

Вернуться на главную страницу раздела

Материалы портала

Мы на Facebook

Наш опрос

  1. Выберите, пожалуйста, пункт наиболее точно описывающий задачу, которую Вы бы хотели решить на портале "Практика CRM"
    1. Ищу информацию о понятии CRM
      55.08%
    2. Хочу улучшить работу своей компании
      49.16%
    3. Ищу информацию о конкретной CRM-системе
      43.60%
    4. Ищу работу в CRM-отрасли
      30.36%
    5. Ищу информацию о курсах и других мероприятиях
      29.04%
    6. Другое
      28.77%
    7. Ищу информацию о конкретной компании
      27.36%