Работаем с amoCRM: первый шаг он трудный самый

11452
6 минут
Сегодня мы поговорим о системе управления сделками, контактами и задачами amoCRM. По нашему мнению, данный продукт является одним из самых доступных решений для организации взаимодействия с клиентами компании как с точки зрения его освоения, так и с точки зрения отраслевой применимости и внедрения.

Мы уже неоднократно говорили о том, что в большинстве отечественных компаний проблема учета клиентов (или более правильно будет сказать – контрагентов) более-менее успешно решается посредством бухгалтерских программ. Это и понятно – без наличия информации о контрагенте невозможно готовить первичные и прочие бухгалтерские документы. И хотя информация о клиенте в таких системах содержится неполная, часто бесполезная именно для процесса продажи, но она хотя бы есть, хранится в общем случае централизованно и позволяет получить базовые финансовые показатели того или иного клиента.

Многим хуже обстоит ситуация с клиентами, с которыми финансовый документооборот еще отсутствует. Особенно сильно это проявляется в малом и среднем бизнесе, где зачастую отсутствует понимание даже на уровне руководства того простого факта, что клиентом компании является не только тот, кто уже заплатил, а тот, с кем компания имела контакт хотя бы однажды. Ведь даже в случае потери такого клиента данные о ходе переговоров, задаваемых вопросах и, конечно, источнике информации о компании может помочь в размышлениях на тему эффективности работы маркетинга по привлечению клиентов и коммерческой службы по обработке входящих интересов, или "лидов" (от англ. lead – вести, приводить).

Мы уже не говорим о том, что централизованная регистрация потенциальных клиентов и отражение хода работы с ними во многом страхуют компанию от потерь при уходе специалиста, ответственного за работу с клиентами: при наличии всей истории работы можно без труда понять, что происходило с клиентами ранее и какие задачи необходимо решить в ближайшее время, даже при отсутствии конкретного специалиста.

Эта проблема еще и подкрепляется отсутствием у бизнеса инструментов, способных описанные проблемы решить, а попытки решить их самостоятельно с помощью MS Excel радикально не могут изменить ситуацию. И как быть, спросите Вы? Использовать недорогие современные продукты класса Contact (Lead) Management, предоставляемые в режиме онлайн доступа (по модели SaaS), наиболее ярким представителем которых является российская локализация американского продукта amoCRM.

Обзор интерфейса

В amoCRM реализовано достаточно простое и понятное управление функциями системы. Фактически, доступ ко всем возможностям продукта размещен в одном окне, за исключением административных настроек. В процессе создания контактов, задач и сделок система сама предложит пользователю выбор значения поля, если оно уже существует в системе. При этом, даже если пользователь проигнорирует эту подсказку, в системе не будет создан дубль (при условии полного совпадения вводимой информации).

По своему усмотрению пользователи могут настраивать состав и объем отображаемой информации при помощи фильтров, что позволяет вывести на экран только то, что действительно необходимо.

amoCRM. Подсказки системы

amoCRM. Фильтры и настройки видимости

К сожалению, в системе отсутствует возможность фильтрации данных по каким-либо иным критериям, кроме жестко заданных. Иными словами, например, возможность отобрать задачи по ответственному, периоду и типу задачи есть, а вот добавить в критерии отбора, например, компанию, в отношении которой эта задача создана, уже нельзя. То же самое утверждение справедливо и в отношении сделок, и в отношении компаний. При небольшом объеме информации это не слишком критично, однако если количество записей исчисляется сотнями, отсутствие данной функции может стать весьма болезненным. Частично задача фильтрации решена использованием тегов, но классической системы фильтрации нам явно не доставало.

Каких-либо явных замечаний к отображению информации на устройствах с разным разрешением у нас не возникло, из чего можно сделать вывод о пригодности данной системы к использованию на широком наборе устройств: от классических рабочих станций до планшетов.

Полнота функций системы

Анализ функционального состава amoCRM позволяет сделать вывод, что продукт представляет собой нечто среднее между решением для управления лидами (lead management) и решением для управления задачами (task manager) c элементами системы поддержки продаж (SFA) – то есть закрывает задачи управления отношениями с клиентами начального уровня. Именно такие задачи требуют решения в компании, которая только задумывается о переходе от продуктоориентированной стратегии работы к клиентоориентированной, а также в 100% CRM-проектах, независимо от объема проекта и задач компании.

Система позволяет решить задачи регистрации и накопления клиентской информации, организовать и контролировать работу персонала, а также с помощью дополнительных сервисов решить задачи массового маркетинга (рассылок) с учетом оговорок фильтрации данных, упомянутых выше.

amoCRM. Сводный отчет

amoCRM. Воронка продаж

По нашему мнению, достойна внимания реализация воронки продаж - одного из самых любимых нами инструментов. Примечательным является то, что воронка продаж позволяет как рассчитать проценты конвертации сделок при переходе со стадии на стадию, так и на основании этих данных получить представление о текущем состоянии дел с потенциальными клиентами.

Общая оценка функциональности системы приведена в таблице:

Оценка функциональности amoCRM

Управление доступом

В amoCRM реализована возможность выдачи поручений сотрудникам компании и контроля их выполнения, что позволяет организовать работу над продажей нескольких сотрудников компании. Разделение доступа к информации позволяет обеспечить защиту от несанкционированного доступа и хищения данных.

amoCRM. Совместная работа

amoCRM. Ограничение доступа

К недостаткам можно отнести невозможность ограничения доступа к составу данных, например, нельзя настроить видимость отдельного поля для конкретных сотрудников, но с учетом назначения системы это не является существенной проблемой.

Оценка управления доступом amoCRM

Интеграция

Рассматривая интеграционные механизмы amoCRM, можно выделить две принципиальные возможности: импорт/экспорт первичных данных (прежде всего, информации о контактах) и возможность использования внешних сервисов либо для обогащения данных в системе, например, внешних систем helpdesk, либо для использования данных системы для выполнения рассылок (Zanzara) или организации управляемого телемаркетинга и взаимодействия с клиентами по телефону.

amoCRM. Интеграционные сервисы

amoCRM. Импорт/экспорт

Возможности импорта/экспорта данных системы, прежде всего, контактов, включены в поставку и реализуют интеграцию с MS Outlook либо Google Contacts. Все остальное реализовано в виде подключаемых интеграционных виджетов сторонних программных средств за дополнительную плату. В принципе, это и логично – во-первых, пользователь может сам решить, какие сервисы и в течение какого времени использовать, с другой стороны – система не перегружена редко используемыми механизмами, что положительно влияет как на ее стоимость, так и на стабильность работы и производительность.

Общее впечатление и выводы

В процессе анализа возможностей amoCRM мы поработали с ней в течение 1 рабочего дня. С уверенностью можно сказать, что работа с данным продуктом не вызвала у нас негативных эмоций, несмотря на отдельные упомянутые выше недостатки. Функциональный состав системы amoCRM в сочетании с невысокой ценой делает ее доступной практически для любого предприятия, вставшего перед необходимостью улучшения как внутренних процессов управления, так и задач оперативного управления отношениями с клиентами.

Данный продукт не просто является заменителем ежедневника специалиста по продажам или таблиц MS Excel, но инструментом радикального изменения менеджмента компании, в результате которого клиентская база начнет становиться ровно тем, чем и должна – ценнейшим активом компании, а не содержимым записной книжки продавца-временщика. Удачи!

Перейти к тест-драйву поставщика