Простой бизнес: все необходимое для небольшой компании

3146
6 минут
Рубрику «Тест-драйв» в 2014 году мы заканчиваем анализом системы «Простой бизнес», и результаты проведенного экспертами портала «Практика CRM» тестирования Вы найдете ниже. Но сначала несколько слов об истории данного продукта. Первая версия системы вышла в 2008 году и была создана разработчиками для внутреннего использования в своей ИТ-компании. Программа тестировалась на собственных бизнес-процессах и бизнес-процессах организаций партнеров. Постепенно решение стало самостоятельным продуктом и было выпущено на рынок в 2011 году. Сегодня «Простой бизнес» позиционируется как универсальная система для автоматизации бизнеса, причем цена продукта и лицензионная политика делают его доступным практически для любой компании.

Основная идея и обзор интерфейса

С точки зрения поставки и установки, система состоит из двух частей: часть, устанавливаемая на компьютер пользователя, и онлайновая составляющая продукта. Они обладают похожим интерфейсом, однако локальная составляющая предоставляет значительно большие возможности по настройке продукта: так, создать новый раздел (например, таблицу «Клиенты» или «Мероприятия») пользователь может и локально, и онлайн, но вот создать связь между этими разделами, иными словами, сделать доступными данные одного раздела для использования в другом, возможно только локально.

В связи с чем возникает вопрос о целесообразности включения административных функций в онлайновую часть системы: администрированием системы, как правило, занимается один сотрудник, поэтому, в принципе, достаточно их наличия только в локальной установке.

Более подробно настройки «Простого бизнеса» мы будем рассматривать чуть позже, сейчас же посмотрим, какие бизнес-задачи могут быть решены с помощью данной системы.

Решаемые бизнес-задачи

По умолчанию система имеет три основных раздела для хранения основной клиентской информации:

  • Проекты – служат для группировки активностей и информации разных типов (задач, документов и т.п.);
  • Контакты – служат для хранения информации о компаниях и контактных лицах;
  • Задачи – служат для планирования задач исполнителям и рабочего времени, при этом в задаче может быть ссылка на контакт и/или на проект, а также к ней можно прикрепить таблицу и/или документ.

Таким образом, пользователь (например, руководитель организации) может создавать в системе «Простой бизнес» проекты, соответствующие направлениям деятельности компании, вести базу клиентов, назначать задачи сотрудникам и контролировать использование рабочего времени. Всю информацию, имеющую отношение к конкретному контакту, также можно смотреть непосредственно в его карточке.

Список контактов в Простом бизнесе

Связанная информация по клиенту в Простом бизнесе

Рис. 1 Список клиентов

Рис. 2 Информация о клиенте

Выглядит на первый взгляд достаточно логично, если бы не несколько «но»: в разделе «Контакты» может храниться только одноуровневая информация (т.е. невозможно создать фирму и сохранить все контакты этой фирмы с возможностью последующего отбора), также в разделе отсутствуют возможности фильтрации (иными словами, невозможно отбирать контакты, удовлетворяющие каким-либо параметрам).

Теоретически, можно связывать записи данного раздела друг с другом на закладке «Контакты» непосредственно в карточке контакта и таким образом, например, организовать иерархию, но подобное решение представляется достаточно спорным, прежде всего в силу его неочевидности. По нашему мнению, стоило бы хотя бы переименовать закладку «Контакты» в «Связи».

Отдельно хотелось бы отметить понравившуюся функциональность отправки смс и совершения звонков непосредственно из карточки контакта, но и тут мы ощутили нехватку возможности просмотреть историю смс и звонков в карточке. Конечно, найти эту информацию в системе можно, но задача потребует определенных усилий и времени.

Карточка контакта в Простом бизнесе

Взаимодействие с клиентами в Простом бизнесе

Рис. 3 Подробная карточка клиента

Рис. 4 Интерфейсы звонков и отправки email

Встроенной и доступной сразу после установки является и функциональность по ведению учета, позволяющая готовить и выставлять счета, учитывать оплаты, создавать бухгалтерские проводки. По нашему мнению, данная функциональность присутствует в объеме, достаточном для ведения управленческого учета, с полноценным же бухгалтерским не все так гладко.

Особо хотелось бы остановиться на возможностях расширения состава хранимой в системе «Простой бизнес» информации за счет создания дополнительных таблиц. В системе уже содержатся шаблоны таблиц, с помощью которых можно вести учет складских остатков, реестр маркетинговых активностей и многое другое. К недостаткам можно отнести некоторую оторванность данной функциональности от остальных разделов системы – никакой связи с рассмотреными выше разделами создаваемые таблицы не имеют и, по нашему мнению, предназначены для хранения самодостаточной информации.

Комментарий разработчика: Таблицы в нашей системе являются одним из самых важных инструментов. Так, мы рекомендуем их для ведения клиентских баз вместо раздела «Контакты», т.к. практика показала, что табличная форма наиболее удобна для этой задачи. Раздел «Контакты» выполняет функцию телефонной книги, где можно хранить контактную информацию партнеров или подрядчиков. Таблицы же являются полноценным CRM-модулем, позволяющим хранить любые данные о клиентах; группировать/сортировать/фильтровать информацию; связывать таблицы между собой (например, к таблице «Клиенты» привязать таблицу «Заказы»); связываться с клиентом прямо из его карточки (звонок, SMS, e-mail, факс); хранить переписку с клиентом и документы по сделке, которые связаны с бухгалтерией; создавать задачи сотрудникам по сопровождению клиента; ставить напоминания о звонках и т.д. Определитель номера позволяет открыть карточку клиента прямо из окна входящего звонка. Причем, весь этот функционал встроенный и требует минимума настроек.

Таблица клиентов в Простом бизнесе

Создание счета в Простом бизнесе

Рис. 5 Пример создания таблицы

Рис. 6 Пример счета

Таким образом, заявленная функциональность системы «Простой бизнес» позволяет решить массу задач компании, как с точки зрения полноты хранимой информации, так и с точки зрения экономии времени при работе с клиентами. Но весь положительный эффект от ее использования может свести на нет крайне слабая связанность разделов системы между собой и недостатки, допущенные при проектировании поведения пользователя. Мы полагаем, что некоторые изменения интерфейса способны значительно улучшить продукт и его потребительские характеристики.

Обзор аналитических инструментов

Важной составляющей любого программного продукта для эффективного управления является наличие отчетов. В системе «Простой бизнес» задача получения графических отчетов может быть разделена на несколько составляющих. Во-первых, существует возможность визуализации данных раздела «Задачи» в виде диаграммы Ганта или временной шкалы, что, в принципе, позволяет проанализировать загрузку сотрудников или ход работ в рамках конкретной задачи. Во-вторых, предусмотрена возможность получения агрегированных данных дополнительных таблиц системы в виде диаграмм.

Диаграмма Ганта в Простом бизнесе

Отчет в Простом бизнесе

Рис. 7 и 8 Примеры отчетов

К недостаткам можно отнести то, что в системе отсутствует самостоятельный раздел «Отчеты» или информационные табло (дашборды), которые позволят сразу получить информацию из нескольких разделов системы.

Общее впечатление и выводы

Система «Простой бизнес» произвела на нас двойственное впечатление. С одной стороны, она содержит все необходимое для организации полноценной работы с клиентской и корпоративной информацией. С другой стороны, реализация интерфейса и функций системы выполнена таким образом, что требует от пользователя четкого представления того, как и что он будет в системе делать и как будет ее настраивать.

С точки зрения классификации данного продукта, мы бы не относили его к классу CRM-систем. Это связано не с тем, что в «Простом бизнесе» не хватает какой-то функциональности, а в силу его идеологии. Основным субъектом управления в данной системе является сама компания, а не ее клиенты. На этом основании, возможно, она ближе к системам управленческого учета либо, с оговорками, к системам управления продажами.

Кому этот продукт будет полезен? «Простой бизнес», определенно, может закрыть большую часть задач небольших компаний без сложного бухгалтерского учета. Также использование системы даст положительный эффект для организаций, перед которыми сейчас стоит задача элементарного упорядочивания информации и хранения ее в одном месте.

Перейти к тест-драйву поставщика