On-demand - "облако" производителя CRM-системы
Если корпоративной политикой компании не запрещено хранить данные о клиентах за пределами страны, внимательно присмотритесь к такому решению: это самый экономный и быстрый способ получить безотказную CRM-систему.
Во-первых, этот вариант позволяет экономить на капитальных затратах, так как нет необходимости закупать серверы, источники бесперебойного питания, системное программное обеспечение, а также заботиться о развертывании и настройке. Размер бюджета на самостоятельную подготовку к установке CRM-системы во многом зависит от количества пользователей и размера клиентской базы, но даже для небольшой компании эта сумма начинается от 3 тысяч долларов, а для компании средних размеров уже может достигать 30-40 тысяч долларов.
Во-вторых, приобретение системы CRM в аренду (в облаке ее производителя) позволит сэкономить на постоянных затратах по обслуживанию решения, ведь ряд критических задач выполняют специалисты разработчика и без какой-либо дополнительной оплаты. Для пользователей SugarCRM эти службы включают:
- Надежное резервирование данных и мощностей;
- Мониторинг и оптимизация быстродействия CRM-системы;
- Обеспечение безотказного функционирования в режиме 7х24х365;
- Мониторинг и пресечение несанкционированного доступа к системе;
- Установка на сервер новых версий CRM-системы и патчей для устранения ошибок.
При самостоятельном обслуживании CRM-решения затраты на подобную поддержку определяются стоимостью квалифицированного ИТ-специалиста в вашем регионе. Например, в Украине это бюджет от $12 000 за 1 год.
Но удобство и экономия эксплуатации CRM-системы в аренду (on-demand) требуют особого режима для таких работ:
- Изменение настроек системного (серверного) программного обеспечения. Ряд задач по обслуживанию (например, установку новых шрифтов на сервер) нужно выполнять исключительно через техподдержку вендора, т.к. администратор CRM-системы не имеет доступа к функциям администрирования операционной системы сервера. Так, SugarCRM гарантирует 4-х часовую реакцию на запросы, но, как правило, такого рода запросы отрабатываются существенно быстрее;
- Интеграция с другими системами. Поскольку сервер находится за пределами локальной сети компании, то интеграция CRM-системы с другими системами возможна через специальные протоколы (web-сервисы). Поэтому, если необходимо обеспечить интеграцию решения CRM и, например, 1С, то сначала рекомендуем проконсультироваться с интегратором. В нашей практике была реализована интеграция SugarCRM и 1С 7.7, и 1С 8, поэтому можем утверждать, что такая интеграция возможна, но бюджет и сроки могут выйти за допустимые рамки;
- Переход на новые CRM-системы. В Sugar on-demand нельзя использовать CRM-решение на основе версии, которая уже снята с поддержки SugarCRM. Это означает, что если ваше решение сильно модернизировано, то нужно будет позаботиться о переносе этих обновлений на новую версию. Сделать эту работу несложно, если в штате есть обученный администратор SugarCRM или заключен контракт c сертифицированным партнером на техническую поддержку.
ВАЖНО! Такие особенности характерны не только для SugarCRM, но и для любой CRM-системы, которая разворачивается в "облаке" производителя. Поэтому, если рассматриваете другого вендора CRM, то будьте осторожны и проверяйте, нет ли скрытых расходов: не все разработчики CRM предоставляют сервис по обслуживанию в рамках подписки на лицензии.
Рекомендовано: компаниям любого размера, особенно малым и средним, которым нужны стандартные функции CRM-системы и безотказный доступ к данным в любой точки мира, где есть интернет.
Не рекомендовано: компаниям, для бизнеса которых критически важно оперативно (по событию или раз в несколько минут) обновлять большие массивы клиентских данных (одновременно тысячи записей) и чьи CRM-системы содержат много элементов, разработанных под заказ.
Private cloud – частное "облако"
Это тоже "облако", только за его функционирование отвечает не производитель, а другая компания. При таком развертывании сохраняются все выгоды экономии бюджетов на приобретение серверов и обеспечение их безотказной работы, интеграция с другими системами возможна через web-сервисы.
Но, кроме подписки на лицензии CRM-системы, в этом случае придется оплачивать аренду серверных мощностей и самостоятельно заботиться об обслуживании ядра CRM-системы, то есть выполнять установку новых версий, резервирование данных, контроль и оптимизацию быстродействия системы, и т.д. (в случае с арендой CRM-системы эти службы включены в стоимость).
Зато, если в "облаке" вендора нельзя долго оставаться на архитектурно устаревшей версии CRM, то в случае использования private cloud компания имеет возможность сама принимать решение о готовности миграции на новую версию. Это важно, если решение содержит много адаптированных элементов, разработанных индивидуально под задачи компании без соблюдения правил "преемственности версий".
Рекомендовано: компаниям, обладающим CRM-системой с большим количеством заказных элементов и необходимостью безотказного доступа сотрудников к системе 24/7 из любой точки мира, где есть интернет.
Не рекомендовано: компаниям, для бизнеса которых критически важно оперативно (по событию или раз в несколько минут) обновлять тысячи записей клиентских данных (кроме ситуаций, когда интегрируемые системы размещаются в том же "облаке", что и CRM-система)
On-site – на своих серверах
Cамый гибкий, но и самый затратный способ развертывания CRM-системы. Этот вариант предполагает развертывание на серверах, администрирование и обслуживание которых могут выполнять системные инженеры компании и, следовательно, именно они отвечают за безотказную работу систем.
Строить свой серверный узел или брать его в аренду – это вопрос доверия к поставщику услуг датацентра, все тех же корпоративных правил, которые определяют, как хранить и охранять данные о клиентах, а также вопрос качества канала связи между офисом и датацентром.
Принципиальное преимущество on-site развертывания в том, что компания получает максимальную свободу в выборе методов интеграции решения CRM с другими системами. Также можете использовать любую удобную версию CRM-системы, даже версию, которую производитель давно снял с официальной поддержки.
Но за свободу действий придется заплатить, причем в прямом смысле этого слова. Итак, дополнительные расходы:
- Покупка или аренда серверов и системного программного обеспечения;
- Обеспечение защиты от несанкционированного доступа извне;
- Поддержка бесперебойной работы (энергообеспечение, стабильный интернет канал);
- Обновление и резервирование серверов в случае покупки;
- Обновление и обслуживание программного обеспечения серверов;
- Мониторинг и оптимизация быстродействия CRM-системы.
Рекомендовано: крупным и средним компаниям, для бизнеса которых критически важно раз в несколько минут обновлять большие массивы клиентских данных и/или требуется разработка сложных компонентов CRM-системы под заказ.
Не рекомендовано: компаниям, у которых нет квалифицированного ИТ-персонала или контракта на обслуживание CRM-системы с надежным подрядчиком.
Статья предоставлена компанией