Преимущества и подводные камни бесплатных CRM-решений

1415
4 минуты
Преимущества и подводные камни бесплатных CRM-решений
Устанавливать платную CRM-систему или пользоваться бесплатной? Ответ на этот вопрос не так прост. С одной стороны, зачем платить за то, чем можно пользоваться безвозмездно, то есть даром? С другой стороны, пословицу про бесплатный сыр мы все хорошо знаем…

Прежде всего, надо помнить, что бесплатные программы бывают двух видов: полностью бесплатные продукты, у которых вообще нет платных опций, и бесплатные версии лидеров рынка, то есть платных CRM-систем. Первый вариант я бы советовал отмести сразу. CRM-система не кино и не электронная версия книги, которую можно просто скачать и читать. Это система, в которую заносится информация о клиентах компании и где хранятся важные рабочие документы. Хорошо, если через некоторое время вам предложат работать в той же системе, но уже за деньги, а если вдруг выяснится, что система перестала обновляться, начала периодически зависать, к документам и контактам клиентов исчез доступ и работа компании парализована?

Отсутствие договорных отношений с разработчиком и отсутствие у него обязательств перед вами может привести к тому, что информация, содержащаяся в системе, будет просто утеряна, а предъявить претензии и потребовать восстановить данные вы не сможете. Точно так же, как вы не можете предъявить претензии к Mail.ru или Google.com за наличие рекламы или отсутствие возможности массовой рассылки: ведь этими сервисами вы пользуетесь бесплатно.

Намного предпочтительнее использовать бесплатные версии хорошо известных и зарекомендовавших себя на рынке CRM-решений. В этом случае продукт, который вы получите, действительно будет более качественный (сценарии будут проработаны глубже и т.д.). Для таких компаний вопрос сохранности данных и бесперебойной работы системы уже вопрос репутации. Кроме того, каждая такая компания, предлагающая бесплатный тариф для CRM-системы, надеется, что в какой-то момент вы можете стать ее платным клиентом. Подвести вас она не захочет.

Только функционал, который вам предоставят бесплатно, в любом случае будет ограничен. Ограничения могут быть разными, они зависят от маркетинговой политики разработчика. Некоторые компании под бесплатным вариантом подразумевают всего лишь промоверсии, реально работать с которыми невозможно. Иногда ограничения будут касаться срока доступа к системе: пользоваться ею бесплатно можно будет только один месяц или полгода. Чтобы продолжать использовать ее, нужно будет либо платить, либо переносить данные в другую систему (стоит заметить, что процесс это довольно трудоемкий).

В ряде случаев ограничения могут касаться функционала системы, количества пользователей, числа проектов, которые в ней можно вести одновременно, объема клиентской базы. К примеру, в «Мегаплане» бесплатный тариф подразумевает использование до 80% всего функционала модуля CRM, но позволяет вести только два проекта, работать с 50 текущими задачами, а также создавать базу на 1000 клиентов. При этом бесплатно системой могут пользоваться до 10 сотрудников компании. Функциональные ограничения бесплатной версии «Мегаплана» не позволяют, например, воспользоваться интеграцией с 1С и выставленные клиентам счета нужно будет продублировать вручную.

Впрочем, пользователь бесплатной версии рискует не задействовать весь ее функционал и по другой причине. Такие решения, как правило, не предполагают поддержки со стороны разработчика. С возможностями системы пользователю придется знакомиться самостоятельно. Не факт, что он сможет освоить навыки эффективной работы с программой, о части функций, возможно, он вообще не узнает. К тому же в случае возникновения проблем он, скорее всего, не сможет позвонить в службу поддержки.

Внедрять бесплатную версию CRM-системы также придется самостоятельно, а на это требуются время и деньги. Часто в компаниях нет профильного специалиста, который может взять на себя процесс внедрения, и его приходится нанимать дополнительно, а значит, все равно придется платить. Кроме того, много времени уйдет и на поиск информации о том, как эффективно использовать CRM-систему в том или ином случае, ведь сферы деятельности компаний отличаются, а возможности настройки систем под конкретные нужды в бесплатных версиях, как правило, весьма ограничены.

Еще один минус бесплатных программ в том, что они могут быть в меньшей степени защищены от посторонних вторжений. К примеру, двухфазная авторизация предлагается иногда лишь в платных вариантах.

Тем не менее во всех бесплатных версиях ведущих CRM-систем есть одно важное преимущество: они предоставляют вам возможность свободного выбора. Вы не обязаны платить за право попробовать, вы можете смело выбирать, какое рыночное предложение подходит именно вам, протестировав каждое из них.

Обсуждение


Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

Подробнее