Преимущества и подводные камни бесплатных CRM-решений

1756
4 минуты
Преимущества и подводные камни бесплатных CRM-решений
Устанавливать платную CRM-систему или пользоваться бесплатной? Ответ на этот вопрос не так прост. С одной стороны, зачем платить за то, чем можно пользоваться безвозмездно, то есть даром? С другой стороны, пословицу про бесплатный сыр мы все хорошо знаем…

Прежде всего, надо помнить, что бесплатные программы бывают двух видов: полностью бесплатные продукты, у которых вообще нет платных опций, и бесплатные версии лидеров рынка, то есть платных CRM-систем. Первый вариант я бы советовал отмести сразу. CRM-система не кино и не электронная версия книги, которую можно просто скачать и читать. Это система, в которую заносится информация о клиентах компании и где хранятся важные рабочие документы. Хорошо, если через некоторое время вам предложат работать в той же системе, но уже за деньги, а если вдруг выяснится, что система перестала обновляться, начала периодически зависать, к документам и контактам клиентов исчез доступ и работа компании парализована?

Отсутствие договорных отношений с разработчиком и отсутствие у него обязательств перед вами может привести к тому, что информация, содержащаяся в системе, будет просто утеряна, а предъявить претензии и потребовать восстановить данные вы не сможете. Точно так же, как вы не можете предъявить претензии к Mail.ru или Google.com за наличие рекламы или отсутствие возможности массовой рассылки: ведь этими сервисами вы пользуетесь бесплатно.

Намного предпочтительнее использовать бесплатные версии хорошо известных и зарекомендовавших себя на рынке CRM-решений. В этом случае продукт, который вы получите, действительно будет более качественный (сценарии будут проработаны глубже и т.д.). Для таких компаний вопрос сохранности данных и бесперебойной работы системы уже вопрос репутации. Кроме того, каждая такая компания, предлагающая бесплатный тариф для CRM-системы, надеется, что в какой-то момент вы можете стать ее платным клиентом. Подвести вас она не захочет.

Только функционал, который вам предоставят бесплатно, в любом случае будет ограничен. Ограничения могут быть разными, они зависят от маркетинговой политики разработчика. Некоторые компании под бесплатным вариантом подразумевают всего лишь промоверсии, реально работать с которыми невозможно. Иногда ограничения будут касаться срока доступа к системе: пользоваться ею бесплатно можно будет только один месяц или полгода. Чтобы продолжать использовать ее, нужно будет либо платить, либо переносить данные в другую систему (стоит заметить, что процесс это довольно трудоемкий).

В ряде случаев ограничения могут касаться функционала системы, количества пользователей, числа проектов, которые в ней можно вести одновременно, объема клиентской базы. К примеру, в «Мегаплане» бесплатный тариф подразумевает использование до 80% всего функционала модуля CRM, но позволяет вести только два проекта, работать с 50 текущими задачами, а также создавать базу на 1000 клиентов. При этом бесплатно системой могут пользоваться до 10 сотрудников компании. Функциональные ограничения бесплатной версии «Мегаплана» не позволяют, например, воспользоваться интеграцией с 1С и выставленные клиентам счета нужно будет продублировать вручную.

Впрочем, пользователь бесплатной версии рискует не задействовать весь ее функционал и по другой причине. Такие решения, как правило, не предполагают поддержки со стороны разработчика. С возможностями системы пользователю придется знакомиться самостоятельно. Не факт, что он сможет освоить навыки эффективной работы с программой, о части функций, возможно, он вообще не узнает. К тому же в случае возникновения проблем он, скорее всего, не сможет позвонить в службу поддержки.

Внедрять бесплатную версию CRM-системы также придется самостоятельно, а на это требуются время и деньги. Часто в компаниях нет профильного специалиста, который может взять на себя процесс внедрения, и его приходится нанимать дополнительно, а значит, все равно придется платить. Кроме того, много времени уйдет и на поиск информации о том, как эффективно использовать CRM-систему в том или ином случае, ведь сферы деятельности компаний отличаются, а возможности настройки систем под конкретные нужды в бесплатных версиях, как правило, весьма ограничены.

Еще один минус бесплатных программ в том, что они могут быть в меньшей степени защищены от посторонних вторжений. К примеру, двухфазная авторизация предлагается иногда лишь в платных вариантах.

Тем не менее во всех бесплатных версиях ведущих CRM-систем есть одно важное преимущество: они предоставляют вам возможность свободного выбора. Вы не обязаны платить за право попробовать, вы можете смело выбирать, какое рыночное предложение подходит именно вам, протестировав каждое из них.