- Компания АСофт одна из первых на российском рынке среди российских же разработчиков выпустила web CRM систему и сразу начала предлагать ее в аренду. Как вы оцениваете рост интереса к SaaS?
- Действительно в последнее время наблюдается рост интереса к SaaS. Мы начали продвигать аренду CRM еще в 2004 году, но тогда все очень скептически относились к такой услуге. Сейчас мы наблюдаем не просто интерес, а реальное использование CRM по модели SaaS.
- Как изменилось соотношение клиентов потребителей SaaS и клиентов приобретавших CRM в собственность?
- Наша практика показывает, что если в 2004-2005 году было не более 10 потребителей SaaS, то в 2009-2010 можно говорить о сотнях. Если говорить в процентном соотношении компаний пользователей SaaS и внедривших CRM (без учета фрилансеров и индивидуальных предпринимателей), то в 2005 году соотношение было 5/95. В 2010 году мы приближаемся к соотношению 40/60.
- Этот рост связан с активной пропагандой SaaS или с пост-кризисными явлениями - невозможностью клиента заплатить за внедрение CRM?
Наши начинания по популяризации SaaS поддержаликрупнейшие поставщиками лицензионного программного обеспечения, которые запустили «облачные проекты» и пригласили нас сотрудничать. Сейчас действительно много делается для развития этого направления. Но интерес со стороны клиентов основывается на объективных причинах.
- Необходимо оптимизировать деятельность.
- Недостаточно средств на приобретение программного обеспечения.
Редки случаи, когда представители среднего и крупного бизнеса обращаются за SaaS, хотя у нас был опыт единовременного подключения 300 пользователей компании в режиме аренды. Средний и крупный бизнес пользуется SaaS перед тем, как внедрить систему, чтобы определиться с требованиями по кастомизациии. Малый бизнес берет с них пример, тоже определяется – просто им трудно принять решение потратиться на приобретение, - клиент зачастую так и не приобретает систему, а продолжает пользоваться арендой, так как это действительно выгодно.
- Чем?
- Не нужно держать технический персонал для администрирования системы и оборудования.
- Не нужно приобретать дополнительное оборудование.
- Нет необходимости заниматься вопросами хостинга и безопасности доступа.
- Все вопросы адресуются в одно место – компанию поставщика SaaS.
- Выгода для пользователя SaaS понятна, а какая выгода для поставщика SaaS?
Откровенно говоря, разработчику системы выгоднее продавать ее в собственность. Да, за год-два отбивается стоимость лицензий системы, но при этом оказывается целый спектр услуг, которые требуют определенных затрат - это и оплата хостинга и зарплата специалистов, которые задействованы в этом процессе (от технических специалистов, консультирующих пользователей и поддерживающих систему до бухгалтеров, периодически выписывающих закрывающие документы). Предложение SaaS в большей степени шаг на встречу клиенту, который не готов заплатить за внедрение системы.
- То есть, сейчас все больше разработчиков делают шаг навстречу клиенту, выводя на рынок web версии своих CRM систем?
- Вот, где действительный прогресс, так это среди разработчиков. Наконец-то до разработчиков начало доходить, что перспективы развития CRM в web-технологиях. Еще года два назад разработчики терминальных систем развивали страхи потенциальных клиентов о небезопасности web-ориентированных продуктов, уговаривая всеми возможными способами приобретать терминальные системы, а сейчас занялись разработкой web-приложений к ним. Но, в большинстве случаев, понимание пришло не полностью. Web-версии терминальных систем содержат только часть функциональных возможностей, а разработчики этих систем продолжают убеждать всех вокруг, что для правильной работы нужно использовать терминальные системы. В итоге для удаленной работы доступна ограниченная часть функционала.
- Что мешает активному развитию SaaS в России?
- Мы не раз высказывались на этот счет. Это и страхи пользователей, и неразвитость IT-инфраструктуры большинства регионов. Если страхи пользователей – субъективная причина, с которой разработчики систем могут справиться, то медленный интернет или вовсе его отсутствие в большей степени не дает масштабного развития SaaS в России. Поэтому воспользоваться удаленно программным обеспечением как услугой получается только у части желающих. Мы, как разработчики систем, не останавливаемся на обсуждении проблем, мы активно ищем надежных поставщиков услуг связи в регионах и призываем их к сотрудничеству для развития SaaS в регионах.