Маркетинг взаимоотношений и внедрение CRM-системы в вузе

5329
5 минут
Маркетинг взаимоотношений и внедрение CRM-системы в вузе
Система образования за годы перехода на рыночную экономику претерпела существенные изменения. Изменились инструменты и походы, применяемые в учебной деятельности, внутриорганизационные принципы и технологии, способы взаимодействия образовательных учреждений со своими абитуриентами, студентами и выпускниками. В настоящее время вузы активно используют различные маркетинговые инструменты, чтобы обеспечивать спрос на свои услуги. При этом традиционный маркетинг на рынке образования расширяет свои функции, все больше внимания уделяя поддержке длительного взаимодействия с потребителем. Речь идет о построении отношений с абитуриентами и формировании интереса к высшему учебному заведению еще со школьной скамьи, со студентами, которые могут привести с собой в вуз друзей, с выпускниками, которые спустя время становятся представителями спонсоров, работодателями и специалистами. Такой подход получил название маркетинга взаимоотношений. Грамотно и эффективно выстроить работу в этом и других направлениях позволяют специализированные CRM-решения.

Так, Братский государственный университет (БрГУ), один из крупнейших университетских комплексов северного региона Сибири и единственное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования на весь Братский район и прилежащие к нему северные территории Иркутской области, использует в своей работе программный комплекс Microsoft Dynamics CRM. До внедрения CRM-системы в университете отсутствовала эффективная обратная связь с потенциальными абитуриентами БрГУ, была затруднена работа с базами данных вуза, которые хранились на бумажных носителях в картотеке соответствующего деканата и в электронной базе, а также с информацией о трудоустройстве выпускников.

Внедрение CRM-системы в БрГУ позволило решить следующие задачи:

  • сбор и анализ данных в оперативном режиме благодаря использованию оnline-анкет в базе данных системы;
  • информирование учащихся и их родителей о мероприятиях через SMS-рассылку и социальные сети;
  • ведение единой электронной базы данных;
  • получение информации от предприятий города о вакансиях для выпускников и практикантов с помощью online-заявки;
  • осуществление мониторинга рынка труда и качества подготовки специалистов по отзывам с предприятий;
  • корректировка учебных планов направлений подготовки будущих специалистов за счет возможности проведения анализа требований к выпускникам, поступающим в электронную базу.

Внедрение программы позволило нам в режиме online доносить информацию непосредственно до каждого абитуриента в любом районе, где бы он ни проживал, поскольку сейчас интернет есть во всех регионах. Результаты показали, что в прошлом году у нас на день открытых дверей пришло около 200 абитуриентов, а в этом году уже около 300. При проведении анкетирования ребят мы спрашивали, из каких источников они узнали о проведении дня открытых дверей. Конечно же, многие указали, что это сайт университета,

- рассказывает о результатах работы по итогам внедрения CRM-решения Марина Сыготина, к.т.н., ответственный секретарь приемной комиссии БрГУ.

Рассмотрим подробнее основные преимущества использования технологий CRM и инструментов маркетинга взаимоотношений в деятельности образовательного учреждения.

Персональный диалог для поднятия имиджа вуза

Современные абитуриенты и студенты активно используют мобильную связь и интернет для получения нужной информации. Поэтому максимальную эффективность при взаимодействии с ними будет иметь диалог с использованием привычных для этой аудитории каналов коммуникации. Использование в данном случае механизмов интеграции CRM-системы с сервисами коммуникаций дает вузу возможность снизить трудозатраты на ведение истории общения с абитуриентами, студентами и выпускниками, повысить оперативность и эффективность взаимодействия. Например, функция персонализированной автоматической рассылки sms-сообщений и информирования через социальные сети позволит быстро разослать важную информацию по контактам базы данных CRM.

Поддержание коммуникации со студентами – важный аспект маркетинга взаимоотношений, а грамотное использование этого инструмента укрепляет имидж образовательного учреждения. Вовлечение абитуриентов и студентов в жизнь вуза (участие в конкурсах, различных мероприятиях и т.п.) будет способствовать повышению их лояльности. Поэтому так необходимо своевременно информировать учащихся о событиях студенческой жизни, спортивных соревнованиях или концертах. Автоматическая персональная рассылка по e-mail и sms помогает легко и быстро поставить в известность нужное количество человек о грядущем мероприятии.

Связь с выпускниками как показатель стабильности

Маркетинговая деятельность вуза акцентирует внимание и абитуриентов, и студентов в первую очередь на успехах своих выпускников. Хорошая должность, квалификация, признание в обществе бывших студентов – гордость любого образовательного учреждения. За карьерными шагами всех своих выпускников уследить достаточно сложно. Эту задачу решают CRM-системы, которые обеспечивают ведение единой базы выпускников, реестра компаний и должностей по выпускникам. На основании контактов из базы легко рассылать приглашения на встречи, поздравления и вести работы по получению спонсорских взносов. Устанавливая обратную связь с выпускниками можно создать некий канал доверия, который также может стать способом привлечения абитуриентов.

Профилирование и сегментирование

Полезный инструмент для профилирования абитуриентов и обеспечения качества набора – онлайн-анкетирование. При его использовании респонденты (они же –абитуриенты) могут отвечать на вопросы непосредственно через Интернет, при этом регистрация ответов в базе данных используемой CRM-системы выполняется автоматически. Это позволяет очень быстро проводить анализ анкет и получать полный обзор информации о целевых группах.

Хранение в CRM-системе сведений об абитуриентах и студентах, включая данные о факультете, форме обучения, оплате по договорам, посещаемости подготовительных курсов, а также другой необходимой информации дает возможность оперативно сегментировать базу по заданным параметрам. Это позволяет оценивать ситуацию в образовательном учреждении в режиме реального времени, а на основании полученных данных разрабатывать корректирующие меры. Видение единой картины спроса на обучение в динамике – большое преимущество для руководителей. Владея такой информацией, они могут прогнозировать будущие объемы оказания образовательных услуг, загрузку преподавателей и потребность в учебных помещениях, а также разрабатывать новые образовательные программы и направления.

CRM для организации мероприятий

CRM-системы удобны для вузов не только как инструмент взаимодействия с различными сегментами целевой аудитории. После накопления базы данных и профилирования потоков по специальностям следующей задачей вуза для выстраивания взамоотношений с абитуриентами становится планирование, создание маркетинговых кампаний и отслеживание их результатов. Автоматизация всех этапов процесса организации мероприятий, проводимых в рамках этих кампаний, не только упрощает их контроль, но и позволяет более точно оценивать результаты проведенной работы.

Не все вузы сегодня могут назвать свою позицию по работе с различными сегментами целевой аудитории активной. Большинство из них не делает ничего подобного в силу организационных и технических трудностей. Однако ведущие учебные заведения уже осознали необходимость внедрения CRM-стратегии и специализированного программного обеспечения для повышения эффективности своей работы.