Российский Fashion рынок стагнирует последние несколько лет, при этом положительная динамика, наметившаяся в 2019 году, была нивелирована пандемией короновируса. Объявленный режим «самоизоляции», закрытие магазинов, обвал рубля привели к резкому снижению числа покупателей в первой половине 2020 года. Посещаемость одежных магазинов на «предпраздничных» неделях (перед 23 февраля и 8 марта) упала на 20%, а товарооборот — на 30% относительно прошлого года. Shopping Index в ТРК на 16 неделе (с 13 по 19 апреля) опустился на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Москве. В Петербурге этот показатель составил 77,7%, подсчитали в компании Watcom.
Источник: Fashion Consulting Group, 2020.
Главный драйвер роста рынка — это онлайн. Посмотрите, какой рывок сделали маркетплейсы. Они позволили производителям выйти напрямую к покупателю. Дальнейшее развитие маркетплейсов приведет к стиранию дилерской прослойки, спросу на качественный контент и, увы, к ужесточению ценовых войн. Гонка за скидками, в которую мы все оказались втянуты, ударяет рикошетом по рынку, не давая развиваться ни производителям, ни ритейлу. Тяжелее всего приходится несетевым офлайн-магазинам,
— отмечает генеральный директор компании Steam Toys (эксклюзивный дистрибьютор брендов Magformers, 4M, Creative, «Лесовичок», CatchUp Toys) Владимир Городецкий.
Источник: «Покупка одежды и обуви в период самоизоляции, апрель-май 2020», Яндекс.
Однако даже онлайн — не панацея: в период режима самоизоляции этот канал не смог компенсировать падение выручки. Как подчеркнула Лия Левинбук, вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли, «те, кто имел свой онлайн-канал, смог себя немного поддержать, но в любом случае, если у компании онлайн составлял, например, 25%, что раньше считалось очень неплохо, то сегодня это не спасает компанию в целом, так как общее падению у нее в любом случае 75%».
Продажи одежды в России, по данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», упали в апреле на 90% от февральского уровня, в Москве — на 76% (в денежном выражении).
Игроки рынка одежды, обуви и аксессуаров прогнозируют уход с рынка части компаний, а также сокращение магазинов в крупных сетях. Гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что масштаб сокращения сетей будет варьироваться у различных игроков в широком коридоре от 30 до 100%. Так, в Москве, по предварительным оценкам FCG, после снятия ограничительных мер могут закрыться от 35% магазинов одежды, обуви и аксессуаров.
Очевидно, что розница должна трансформироваться, COVID-19 для многих покупателей стал точкой входа в мир онлайн-шоппинга, из которого не все вернутся. Бизнес, который до этого смотрел на e-commerce как на что-то чужеродное и непонятное, уже пытается встроиться в новую реальность, но чем дольше затянется процесс, тем больнее будет. Что касается офлайна — он будет жить, но трансформация и диджитализация пойдет ускоренными темпами.
В исследовании Global Fashion Index 2020 отмечается, что стратегия на «уход в онлайн» будет важна еще долго после кризиса, однако для большинства игроков рынка одежды и обуви она может оказаться невыгодной. Поскольку цифровые каналы могут быть менее прибыльными, чем физическая розница, ритейлеры должны прийти для себя к сбалансированной модели, которая отдает приоритет росту интернет-канала при интеграции с существующим передовым клиентским опытом.
Этот кризис сильно повлияет на ритейл. И, чтобы адаптироваться к новому миру, придется тестировать множество новых форматов. Для всех теперь стало очевидно, что переход в диджитал уже не опция, а обязательное условие для выживания,
— говорит руководитель отдела коммуникаций «Декатлон» Полина Деланоэ.
Как происходит трансформация российского fashion-рынка, как расти на падающем рынке и выстраивать долгосрочную стратегию, какие существуют технологические решения, обеспечивающие рост продаж, что происходит со складской инфраструктурой и каков уровень ее загрузки, обсудим 8 и 9 июля на онлайн-конференции FASHION TECH DAY. Бесплатная регистрация:
Аналитику, интервью с экспертами о новых бизнес-моделях для Fashion индустрии читайте в исследовании « Fashion 2020: рынок на пороге глобальных перемен», подготовленном для Fashion Tech Day.