Основные рекомендации при внедрении Битрикс24. Часть 2

4033
6 минут
Основные рекомендации при внедрении Битрикс24. Часть 2
Во второй части рекомендаций при внедрении Битрикс24 (первую часть можно найти по ссылке) мы рассмотрим так называемое «большое» внедрение, которое необходимо, если компании становится тесно в облачной версии и появляется понимание, что пора вводить собственные программные модули, отчеты и формы документов, а также бизнес-процессы и сценарии работы с телефонией или становится необходимым развивать интеграцию с веб-сайтами и интернет-магазинами, более гибко разделять права внутри системы между компаниями, департаментами и отделами, подключить к системе клиентов и их обращения, автоматизировать выставление счетов, генерацию отчетов и документов и вообще решить задачу, про которую поддержка сказала, что «пожелание передано в отдел разработки, сроков выхода обновлений сообщить не можем».

«Большое» внедрение корпоративного портала Битрикс24 — проект по разработке и запуску в организации серьезного программного обеспечения, вроде , SAP, Microsoft, Oracle или IBM, но с поправкой на калибр задачи и размер вашей организации. Для того, чтобы успешно реализовать этот проект, в первую очередь необходимо хорошо понимать, что такое Битрикс24 с технической точки зрения.

Техническая структура Битрикс24

Технически Битрикс24 представляет собой сайт на CMS 1C-Битрикc: все технологии и основные свойства этой системы совершенно такие же, как и у других разработок на платформе. Из этого утверждения можно сделать следующие выводы:

  1. Система часто обновляется, имеет техническую поддержку и постоянно развивается, а в распоряжение системного администратора предоставлены все необходимые инструменты.
  2. Вопросы быстродействия и интеграции с внешними системами, большая и малая автоматизация — решаемы.
  3. Если у вас есть хороший (очень хороший) веб-разработчик, прошедший все три части Академии Битрикса, сдавший все экзамены и понимающий, как работает ваш бизнес — можно доверить ему доработку системы. Идеология в данном случае такая же, как у продуктов фирмы : разработчик системы учел почти все, ваш программист учтет остальное.

Однако дорабатывая программный код Битрикс24, имейте в виду, что технологически сервис очень сложен. Почти любая задача, которую вы захотите решить, будет затрагивать много точек системы. Помните: сложность любой доработки комплексной системы будет выше аналогичной для сайта или интернет-магазина.

Например, «Битрикс: Управление сайтом» можно дорабатывать так, чтобы сохранить возможность обновлений неизмененных частей системы. Это работает не всегда и не идеально, но это возможно. А вот в Битрикс24 доля таких изменений, которые плохо совместимы с обновлениями, очень высока. «Плохо совместимы» в данном случае означает, что либо они будут затерты при обновлении, либо ничего из рассказанного на последней презентации у вас не появится.

Поэтому при использовании Битрикс24 нормальной является ситуация, когда после установки обновлений программисты вручную переносят ранее сделанные изменения в новую версию. В зависимости от задачи эти действия будут требовать от 10% до 60% тех вложений времени, которые потребовались для самой доработки. И альтернативный вариант невозможен технически, нет систем, которые вели бы себя иначе.

Решаемся на доработки

Битрикс24 очень сложен технически, с точки зрения веб-разработки. Одновременно с этим его функциональность, глубина проработки, внутренние связи – все то, что принято называть «бизнес-логикой» системы — для эксперта (см. Диаграмму потребностей пользователей) выглядит очень простым и недостаточным. Сейчас в системе реализованы (красиво и удобно!) только основные сценарии работы, а эксперту хочется «хитрых»: ему хочется изменений и улучшений, гибкости, версионности и автоматизации.

Рассмотрим на примерах. Ниже приведен список вопросов, которые задают опытные пользователи Битрикс24 и на которые нельзя ответить без программных доработок:

  • как пользовательские поля Лида передать в пользовательские поля Сделки?
  • как синхронизировать товары в модуле CRM с номенклатурой или с товарами на сайте?
  • как наладить единую нумерацию счетов в Битрикс24 и ? Или хотя бы автоматически выгружать созданные в Битрикс24 счета в ?
  • как разрешить ответственному по задаче добавлять к ней соисполнителей?
  • как реализовать возможность проверки задачи старшим менеджером до ее закрытия со статусом «ожидает проверки»?
  • как разделить шаблоны счетов между типами сделок, так как товары и услуги мы продаем с разных юридических лиц?
  • как добавить свои названия полей в счете и сделать нестандартную компоновку коммерческого предложения?
  • как добавить новый разрез (способ группировки) в отчеты модуля CRM?
  • как сделать ежедневную рассылку отчетов по продажам?
  • как обязать менеджеров вносить отчеты по встречам в тот же день и формировать отчет по выполнению этого правила на следующий день — только через руководителя отдела продаж?

Все это и почти все, о чем просят участники клиентского форума Битрикс24, сделать можно. Никаких технических препятствий к этому нет. Для решения каждого вопроса нужен опытный проектировщик-организатор и несколько десятков часов программиста. Но сначала следует ответить самим себе на очень важный, глубокий, принципиальный вопрос: действительно ли вам нужно улучшать сервис и дорабатывать его под себя?

Мой опыт подсказывает, что чаще всего не нужно ничего трогать и гораздо проще, быстрее и экономически более выгодно будет адаптировать процессы компании, сочинить регламент и разрешить делать что-то в Google Docs (в полном соответствии с Правилом номер 0), чем проводить доработки. Для иллюстрации этого тезиса я приведу ниже два примера.

1. Автомобиль. Когда вы покупаете автомобиль, вы привыкаете к нему и пользуетесь. То, что вас изначально раздражало, со временем начинает нравиться. Автомобиль хорошего бренда, за рулем которого вы провели 2-3 года, как правило, полностью вас устраивает. Даже если сначала чего-то не хватало, но вы удержались от соблазна «добавить» что-то свое — будете пользоваться и радоваться.

Битрикс24 лучше примера с автомобилем, так как сервис постоянно развивается. Возможно, в рамках очередного обновления разработчики добавили и улучшили совсем не то, что болело персонально у вас. В случае, если боль нестерпима, переходите на коробку и заказывайте доработку. В остальных случаях — не рекомендую.

2. ИНТЕРВОЛГА. Мы веб-разработчики и очень активно пользуемся Битрикс24. Конечно, мы можем многие вещи в собственном портале сделать удобнее, функциональнее, полноценнее. Например, привязать к личному кабинету пользователя техподдержки выставление счетов непосредственно из модуля CRM, обеспечить автоматическую генерацию отчетов и рассылку документов клиентам.

Но мы не делаем этого, так как даже грубая оценка показывает, что трудоемкость подобной доработки составляет 100-200 часов программиста. При этом на ручное администрирование, учет часов через систему Google Docs и ручное выставление счетов мы тратим примерно 10 часов в месяц. То есть доработки Битрикс24 окупятся в нашем случае примерно за 2 года.

По моему мнению, это довольно большой срок окупаемости и инвестиция выглядит сомнительной. К тому же, скорее всего, данный бизнес-процесс в нынешнем виде не просуществует 2 года и нам снова потребуется все менять. В Google-таблицах мы вносим изменения исключительно быстро, за 1-2 часа формулы и шаблоны перестроены, старая аналитика на месте, новые правила работают «сразу». Программный код с «зашитой» логикой менее гибок.

И наконец, не исключено, что в очередном обновлении Битрикс24 или где-то еще появится «почти-бесплатная» и очень хорошая реализация того, что нам нужно.

Итоги

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Битрикс24 является прежде всего инструментом и должен помогать в работе. Напоследок несколько рекомендаций, которые помогут принять правильное решение о его внедрении:

  • попробуйте сервис в работе;
  • изучите его, используя в том числе эту и другие статьи;
  • четко сформулируйте свои цели.

Только после этого можно планировать внедрение. И малое, и большое могут принести ощутимый эффект. Главное — не ошибиться в выборе пути.